Научная школа К.Э.Штайн "Лингвистика текста"

Меню сайта
Категории раздела
Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста" [60]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста"

Трактаты о душе. Светлана Солодских

Одна девочка, у которой весь день чесалась спина и болели руки, вечером, часов в 10, обнаружила у себя крылья. Они выросли под лопатками и были гладкими и тяжелыми – ужасного малинового цвета...

Если заключить это сообщение в кавычки, получится цитата из Юлии Черкашиной. Но что получится, если не заключить? По край­ней мере, придется думать, а мысль – именно то собы­тие. которое замедляет бег времени и даже останавливает его. Иными словами – благо. Из этого же ряда и событие «вдохновение. Впрочем, теперь кавычки необхо­димы, ибо некоторым образом объясняют все. «Вдохновение» – второй выпуск литературно-художественного альманаха, подготов­ленного по результатам конкурса «Юный поэт и прозаик», проводи­мого ежегодно Малой академией наук и искусств Ставропольского Дома детского творчества. Это так­же – итог деятельности литера­турной студии «Вдохновение», которая работает при Малой акаде­мии под руководством доктора фи­лологических наук, профессора СГУ Клары Штайн.

Юных авторов альманаха, а их всего 26 плюс художница Маша Паршина, объединяет редкая вещь – они по-настоящему та­лантливы. Это удивляет. Дети росли в такое суматошное и не­приличное десятилетие, что ни­каких особых надежд питать не приходилось. Они и сами пони­мают это:

Мы живем в тревожном мире,

Не хватает нам добра,

И звучат слова в эфире:

«Терроризм», «Пожар», «Война»…

 (Константин Литвинов).

Не все взрослые выдержали испытание историей, что же тогда дети? А они повзрослели рань­ше времени. Возможно, их талант – защитная реакция на экстремальные обстоятельства.

Жанр «Вдоxновения» – детская литература для взрослых. Самый юный автор альманаха – третьеклассница Марина Трегубова. Она обладает редким даром «чувство­вать мысли», и потому у нее слог, подделать который невозможно. Такой нужно просто родиться. Ма­рина переписывает русскую ска­зочную историю и гипотетически меняет национальную судьбу! Есть у нее сказка «Премудрый Иван». Заметим, не классический Иванушка-дурачок, что было бы естесственно, но человек, который тоже «чувствует мысли». Получается  так, что Марине Трегубовой известно то, чего не хотят понять сегодня взрослые люди. Если мы описываем мир в категориях добра, мы пребываем в добром мире. Слова ведь не только пишутся, но и пре­вращаются в поступки, приобре­тая власть над человеком.

Но вот другой образ времени, запечатленный в знаменательном рассказе Миши Портнова «Мародеры». Это тоже рассказ-поступок, художественный приговор злу. «Вы кто?» – «Людей спасаем» – «Каких?» – «Какие попадутся»... Читать это страшновато. Не читать нельзя...

Если, однако, художественный материал альманаха привести к какой-то одной философской фор­муле, получится нечто неожидан­ное. «Вдохновение» – трактаты о душе. Все есть теперь у нас в магазинах, но душу не купишь. Чем более изощренной становит­ся современная коммерция и тех­нология, тем более разъединяет она нас с жизнью. Дети понимают уже и это: «Обманули, обвели... Обменяли на рубли жизнь...» (Ана­стасия Нефедина). Диагноз почти .медицинский: «Мертва душа его. И он теперь не человек...» (Петр Назаренко). Авторы альманаха пе­реживают взрослую жизнь страны как свою собственную. Они не до­жидаются наших «объективных объяснений», думают сами. Один из ответов в документальном рас­сказе Сергея Зинина об убийстве бездомной собачки, которую подкармливали дети, дав ей приют в подъезде. Но однажды явились «очистители территорий» и на глазах у плачущих детей зверски убили животное…

Все-таки стихи и проза «Вдохновения» – истинный луч света в нашем взрослом царстве, ибо самым безнадежным в этой ситуации была бы духовная немота нового поколения. Но мальчики и девочки высказались. И оказалось, что они мыслят талантливо и непровинциально. «Время», – пишет Елена Брянцева, – вид пространства, по которому мы движемся с помощью собственных мыслей». Остается понять – куда?

Юлии Черкашиной принадлежат печально-ироничные исповедальные истории с участием разных неканонических ангелов. Юля – автор знаковый. Сильная и беззащитная одновременно, она признается, что не может «быть вместе» с теми, кто притворяется и лжет. Но ведь и одиночество – не лучший выбор?

Тревожит вопрос – на что употребит российскую свободу новая интеллигенция страны? Большинство нынешних уже пожилых мэтров растратили ее на убогие откровения по поводу «телесного низа». Не уразумели истины, заключенной в уроке великой русской литературы: «Тело просит жизни на земле, а душа – на небе»… Впрочем, на наши совместные вопросы уже существует один ответ. Руководитель литературной студии «Вдохновение» любит и поддерживает своих учеников. И еще много разных преподавателей из Малой академии занимается одаренными детьми, живущими в разных уголках Ставропольского края. Когда столько взрослых и юных людей сопереживают друг другу, они вместе.

Печатается по изданию:

«Ставропольская правда». 11 сентября 2002 г.

Категория: Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста" | Добавил: Peter (07.10.2014)
Просмотров: 220 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz