Научная школа К.Э.Штайн "Лингвистика текста"

Меню сайта
Категории раздела
Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста" [60]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста"

Солнце в камне: добрый завет предков. Александр Быков

«Город солнца» – понятие из разряда метафор. А для тех, кто читал названную так книгу великого творца социальной утопии Томмазо Кампанеллы, оно и вовсе сродни символу несбыточной мечты. Но, оказывается, есть город, который не просто греется под лучами горячего южного солнца, а уже 227лет хранит в каменных своих постройках оберегающую человека силу Солнца. Удивительное, в том числе и по причине полной его неожиданности, открытие учёных свидетельствует – это Ставрополь.

Исследователи, занимающиеся семиоти­кой, то бишь наукой о знаках и знаковых системах, всерьез исповедуют при работе небезынтересный принцип. Суть его: первое впечатле­ние – самое верное. Вот и Кларе Штайн, профессору Ставропольского госуниверситета, взглянуть по-новому на родной город помогло именно первое впе­чатление от понятого вдруг символа Солнца. Впечатление это оказалось очень сильным. Тем более что, по признанию Клары Эрновны, живя с детских лет в Ставрополе, она дол­гое время видела в нем лишь за­урядный небольшой городок с не­долгой историей, не блещущий по части и культурного, и архитектурно­го наследия. Но главное – оно пря­мо-таки подсказывало: обычная прогулка по тихой старинной улице, ныне улице Горького, подарила встречу с удивительным миром. От­крытым для изучения и познания, но не только не познанным – никем да­же не замечаемым.

Казалось бы, ничего особенно­го – украшающий дом орнамент, – рассказывает моя собеседница. – Все мы каждый день и мимо домов таких ходим, и на украшения такие смотрим. А тут... Пригляделась, да это же солярные знаки! В полном на­боре и с мощнейшей энергией воз­действия на человека...

Забегая чуть вперед, замечу: по­бродив после долгого нашего с профессором Штайн разговора по ста­рой части города, я убедился: зная о сокровенной его тайне, невольно за­медляешь шаг у каждого дома. Сказывается ли тут энергетика язычес­ких знаков или нет, вопрос темный. Но страшно интересно! Причем вне зависимости от архитектурного об­лика зданий. И вросшая в землю не­казистая хата времен первых посе­ленцев, и роскошный особняк XIX века в стиле модерн, и даже некоторые постройки сталинского ампира одинаково отмечены... нет, не деко­ром, а именно символами. С двумя характерными для них особенностя­ми. Во-первых, почти нет сложной в изобразительном плане символи­ки – птицы Сирина, грифонов, еди­норогов, львов, русалок и т.д. Во-вторых, знаки Солнца, Земли и Воды вырезаны по камню. Иногда не без изящества, но в основном – без изысков. Или, как говорил поэт, ве­сомо, грубо, зримо.

Что, собственно, и выводит Став­рополь в число особо интересных в научном плане городов. Солярные знаки, уходящие корнями в язычество, – явление достаточно изучен­ное. Скажу больше. Аукнулось оно даже в современной государственной символике – достаточно взгля­нуть на официальные флаги респуб­лик Ингушетия, Удмуртия, Хакасия. Но изучение языческого наследия, которое активно ведется с конца XIX – начала XX веков, связано с исследованием деревянных построек. Вы без труда отыщете множество книг, где подробно, с иллюстрация­ми, описаны бревенчатые русские избы Средней России, Урала и Сибири от конька на крыше до на­личников, «украшен­ные» древними симво­лами. Или, в понимании людей их строив­ших, оберегами – знаками, защищавшими жилье от навий, носи­телей зла. Касательно же вырезанных в кам­не оберегов... Древ­нейшие петроглифы, наскальные рисунки – единственный, пожа­луй, пример, хотя и от­личный от ставрополь­ского, знаковой резь­бы по камню.

– С житейской точ­ки зрения объясняется все просто, – говорит Сергей Бобылев, художник и дизай­нер-график, вошедший в научную группу по изучению языческих зна­ков. – Лесов вокруг Ставрополя ма­ло, а камень из земли, что называет­ся, растет. Причем мягкий, податли­вы. Но суть не в том, легко ли по не­му резать. Почему и зачем люди это делали – вот вопрос!

И ответ на сей вопрос лишь на первый взгляд лежит на поверхнос­ти. Да, и переведенные на службу в Ставропольскую крепость казаки, и переселенцы из южных краев Рос­сии и Малороссии наверняка верили в могучую защитную силу оберегов. Но наносить их изображение на сте­ны и столбы для ворот, в родных ме­стах – это одно. И совсем другое – на чужбине, тут традиции (по прин­ципу: сделаю, как у соседа) теряли силу. Причем ладно бы еще человек, отдавая дань традиции, вырезал на камне только самый простой и са­мый распространенный знак Солн­ца – круг. Так ведь нет. И символ макрокосма, круги в кругах, очень часто встречается, и знаки Земли в виде квадратов и ромбов, и волнис­тая линия «хлябей небесных» не ред­кость. Масса случаев также, когда «трехчастный мир» отображался на стенах полностью. То есть при всех тяготах и хлопотах обустройства на новом месте, с нуля, предки наши, будучи православными, не считали нанесение языческих знаков пустой тратой сил и времени.

Что определяется, по мнению ис­следователей, вполне конкретными обстоятельствами. Дом в качестве объекта материальной культуры на­рода – понятие само по себе «мно­гослойное». Есть чувственный слой – каков хозяин, таков и его дом. Функциональный слой – рас­положение элементов здания, фило­софский – исходя из каких пред­ставлений избран стиль постройки. Есть даже языковой: в разных горо­дах и весях и жилище называется по-разному – дом? изба, хата, хиба­ра и т.д. Но есть еще и слой мифологический. И в случае со Ставропо­лем он особо выражен. Дом как крепость, которую надо оборонять, – не являлось абстракцией на границе с горскими племенами. Налета мож­но было ждать в любой момент. А от­сюда и обилие оберегов. Оружие оружием, но и к старым славянским богам не грех за помощью обратить­ся...

И обращались! Причем любопыт­нейший штрих. Исследуя квартал за кварталом старые постройки, уче­ные обнаружили солярные знаки в местах, где их вроде как и быть не должно. Имею в виду православный Андреевский собор, а также здания бывших синагоги и мечети. И это во­все не проявление экуменического момента. Хотя, безусловно, взаимо­влияние культур в регионе, где про­живали люди сотни без малого наци­ональностей, существует издавна. Просто вера человека в духов земли, неба, воды древнее мировых рели­гий! Одних языческих богов нужно было задабривать, от других защи­щаться, третьим объяснять, «что от них требуется». Так, например, вол­нистая линия по ободу горшка не позволяла злокозненным духам про­никнуть в сосуд. Вышивка по рука­вам защищала руки, амулеты – шею и тело. Ритуальным смыслом проникнуты и ковровые орнаменты, а ковроткачество развивалось в ос­новном в исламских странах. Из того же ряда и солярные знаки на домах, отгоняющие нечисть.

– Иными словами, имеющий не­долгую историю Ставрополь благо­даря языческим знакам приобщился к истории очень и очень древней, – говорит профессор Клара Штайн. – Более того, установил и прочную ду­ховную связь с давним прошлым. Другой вопрос, это его своеобразие мы рискуем потерять...

Вообще-то, правильнее ска­зать – уже теряем, Парадокс: при том, что постройки советской поры, за исключением отдельных зданий сталинского ампира, языческих зна­ков не имеют, старые дома сохранились именно в те времена. И наоборот. На нынешних дворцах «новых рус­ских» иногда можно разглядеть круг Солн­ца – пусть грубо и аля­повато сделанный, но – можно. Однако само строительство сомнительного по ар­хитектурным качествам новодела определяет массовый снос старых построек в историчес­ком центре Ставропо­ля, где селиться так престижно. С весны нынешнего года, когда началась работа по изучению древних сим­волов, описано и сфо­тографировано более 800 знаков и целых зна­ковых систем – на сте­нах, воротных столбах и т.д. А сегодня многих из них... уже нет. В частности, по улице Мира снесены целые кварта­лы, хранившие не про­сто историческую – духовную память поко­лений.

Почему это происходит? Разуме­ется, нахрапистость «денежных мешков» играет не последнюю роль. Им дай волю, и заповедная Крепостная гора в центре Ставрополя превратится в скопище роскошных особняков. Равно как нельзя сбра­сывать со счетов и желание простых людей покинуть старое жилье – и комфорта в нем никакого, и ветхость построек удручающая. Но тут есть один общий знаменатель. Никто, включая и архитекторов, и город­ские власти, не знает о «солярной уникальности» Ставрополя. Тем бо­лее что ученые занимаются знаками меньше года и даже точного их чис­ла пока не могут назвать, утверждая: их не менее полутора тысяч. На каких-то улицах больше, на каких-то меньше. А итог... Постройка с уни­кальными, врезанными в камень оберегами не только легко идет под снос. Люди не замечают, что они при сносе теряют.

И выход здесь один. Просвещать горожан! В том числе и на базе уже собранных учеными материалов. Все, конечно, уберечь от сноса не удастся. Однако когда попытка снес­ти уникальные по части древних символов строения станет натыкать­ся на протесты людей, это великое дело. В конце концов тут и компро­мисс не исключается. Изнутри сде­лайте хоть трижды евроремонт и зо­лотые унитазы поставьте, но фасад­ная часть здания с его оберегами пусть остается в неприкосновеннос­ти. Тогда ведь и туристов, включая падких на подобные вещи иностран­цев, можно будет привлекать. Пред­ставляете турмаршрут по городу Солнца?! Впрочем, это пока мечты... А имеем то, что имеем. С одной сто­роны, низкий поклон ученым, сумевшим в, казалось бы, привычном уви­деть необычное, достойное и изуче­ния, и внимания. С другой – нынеш­нюю нашу, уже привычно игнориру­ющую историю и культуру, жизнь. От которой никакие обереги с историей в тысячи лет, увы, не спасут. Как не спас никого прекрасный «Город солнца», написанный великим уто­пистом Томмазо Кампанеллой.

Печатается по изданию:

«Парламентская газета», № 164.

Категория: Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста" | Добавил: Peter (08.10.2014)
Просмотров: 253 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz