Научная школа К.Э.Штайн "Лингвистика текста"

Меню сайта
Категории раздела
Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста" [60]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста"

Пятнадцать лет научному семинару "Textus": Текст как явление культуры. Вера Поляруш

ЭКСКУРС

Здание из изданий

За 15 лет увидели свет более пятидесяти (!) изданий семи­нара. Естественно, что перечис­лить все на страницах нашей газеты невозможно. Вот самый краткий перечень.

Совместно с кафедрой русского языка Российского государствен­ного педагогического универси­тета им. А.И.Герцена было издано девять выпусков сборников статей научно-методического семинара «TEXTUS», в том числе «Организа­ция и самоорганизация текста» (СПб. – Ставрополь, 1996), «Первое произведение как семиологический факт» (СПб. – Ставрополь, 1997), «Текст как объект многоаспектного исследования» в двух частях (СПб. – Ставрополь, 1998), «Текст: Узоры ковра» в двух частях (СПб. – Ставрополь, 1999), «Пушкинский текст» (СПб. – Ставрополь, 1999), «Принципы и методы исследования в филоло­гии: Конец XX века» (СПб. – Став­рополь, 2001). Один из сборников – совместно с кафедрой МГПИ им. В.И.Ленина («Языковая деятельность: Переходность и синкретизм» (М. – Ставрополь, 2001)). В сборниках приняли уча­стие более 120 учёных России и зарубежья.

Антология «Лермонтовский текст: Ставропольские иссле­дователи о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова».

Антология «Три века русской метапоэтики: Легитимация дискурса» – в 4-х томах.

Монография К.Э.Штайн, Д.И.Петренко «Лермонтов и барокко».

Учебное пособие К.Э.Штайн, С.Ф.Бобылева, Д.И.Петренко «Язык современной истори­ческой науки: Семиотический анализ исторического текста».

Антология «Лермонтовский текст: Ставропольские иссле­дователи о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова». Издание второе, исправленное и дополнен­ное, в двух томах.

Антология «Ставрополь в опи­саниях, очерках, исследованиях за 230 лет».

Монография К.Э.Штайн «Гармония поэтического текста: Склад. Ткань. Фактура».

Монография В.П.Ходуса «Импрессионистичность драма­тического текста А.П.Чехова».

«Метапоэтический словарь-конкорданс драматического текста А.П.Чехова». Составитель B.П.Ходус.

Монография К.Э.Штайн, C.Ф.Бобылева, Д.И.Петренко «Небо, солнце, земля: Традицион­ная символика дома в городской среде Ставропольского края».

Первый выпуск сборника трудов семинара «Тextus» – «Метапоэтика».

Монография Э.В.Пивановой «Гармония художественного текста в метапоэтике В. Набо­кова» и целый ряд других.

ВЫСОКИЙ ГРАДУС БЫТИЯ

Каждый раз с невозможной (запредельной!) робостью переступаю порог этого кабинета. Ни год и ни два – десятки лет: с невозможной, запредельной робостью... Впрочем, не буду грешить против истины. Кабинеты были разные и условия встреч – разные. Но Клара Эрновна Штайн – птица небесная. Потому как в момент прикосновения её голоса к твоей душе слагается гармония чуда. Потому как в ответ на сказанное ею слово во мне всегда – немота, ведь, как подмечено поэтом, «нахватанность пророчеств не сулит», и рядом с её самобытной полифонией знаний все мы – безнадёжные дилетанты. – Да полноте, – предвижу смущение Клары Эрновны, – о чем это вы?!

НЕБО...

Ах да, и вправду – о чем это я? Эвон, «куда меня воображение умчало» – в последнее десятилетие прошлого века, памятное своими катаклизмами: распадом советской Империи, карточками на сахар и зарплатой, выдаваемой на предприятиях натуральными продуктами производства. Именно в это для многих россиян безнадежно перестроечное время Клара Эрновна Штайн училась в докторантуре Государственного педагогического университета имени А.И.Герцена в Санкт-Петербурге, по неугомонности и пытливости своей натуры не забывая посещать столичные музеи, театры и выставки. Светильником для души были два крупнейших научных семинара, один из которых возглавляла (и по сей день возглавляет) в Московском педагогическом государственном университете, где К.Э.Штайн училась в семидесятые годы в аспирантуре, доктор филологических наук профессор Вера Васильевна Бабайцева, а второй (в Питере) – профессор Евгения Григорьевна Ковалевская, которая занималась проблемами русского литературного языка и художественной речи. На семинары всесоюзного значения собирались ученые из Эстонии, Латвии, мировые светила из Америки.

Эти семинары были настоящим пиром для души! – вспоминает Клара Эрновна. – Мы поднимали острые вопросы разрушения русской логосферы, падения языковой культуры; полемизировали, обменивались идеями. А когда я защитила докторскую диссертацию, наступило время раздумий – что дальше? И мне захотелось перевезти эту искру научного творчества в родной Ставрополь, создавать нечто, что продолжило бы традиции работы с крупными учеными: открыть лабораторию для молодых аспирантов, докторантов, студентов. Мне виделся научный семинар по типу тех, в которых я более 15 лет черпала духовные силы в Москве и Санкт-Петербурге.

И еще вспоминался тот удивительно насыщенный период в жизни, когда я была студенткой Ставропольского педагогического института. Это было великое время шестидесятников, время хрущевской «оттепели», и наш институт считался передовым в осмыслении проблем во всех сферах жизни. Мы тогда много говорили о технической революции, освоении космоса, тайно читали письма Солженицына, декламировали Вознесенского и Ахмадулину, слушали песни Окуджавы… Нарасхват были толстые литературные журналы, монографии, новинки литературы. Помню бесконечные споры в стенах краевой научной библиотеки о новых произведениях, о политике, о взаимоотношениях «физиков и лириков»…

Тональность духовного подъема задавали наши преподаватели. Это была плеяда зрелых ученых, прошедших войну, окончивших столичные аспирантуры и возвратившихся в родной институт. Для нынешней молодежи их имена уже виртуальны – это Василенко, Мохов, Черный, Тамахин, Батурина, Дронов, Попов, Авксентьева… Их живое, деятельное слово и неформальное отношение к учебному процессу, их стремление всегда быть на передовых позициях науки, и, наконец, их титаническая трудоспособность заставляли и нас, студентов, не расслабляться, держать руку на пульсе времени. Под их влиянием я стала заниматься в студенческом научном обществе, писала научные работы, стала одним из самых активных участников кружка литературных новинок, который вел доцент Гирько… И эту творческую стихию своего студенчества мне захотелось передать студентам и аспирантам нынешним. Мою идею создать научное объединение поддержал молодой доцент кафедры литературы Владимир Алексеевич Колонтаев (к сожалению, он сейчас уехал из Ставрополя).

Так в декабре 1993 года на факультете филологии и журналистики Ставропольского государственного университета был создан межрегиональный семинар «Textus: Текст как явление культуры», в котором объединились лингвисты, литературоведы, культурологи, философы, психологи, краеведы, музееведы, дизайнеры, архивисты, библиотековеды и журналисты. Магнетической основой научно-исследовательской лаборатории, к которой тут же потянулись лучшие ученые умы, стала доктор филологических наук, профессор Клара Эрновна Штайн.

Кстати, «штайн» в переводе с немецкого – «камень». Невольно возникает ассоциация с камнем библейским, тем самым, который ляжет «во главу угла» вновь возводимого духовного Храма, означающего единение Бога с людьми. Это еще раз подтверждает аксиому – ничто в этом мире не случайно. Вошедшие в плотную ауру идей семинара, молодые и уже маститые ученые, опираясь на камень исторического наследия предков, начали строительство Дома духа через серьезное и глубокое изучение родного языка, родной культуры, постичь которую можно лишь через текст, посредством текста и как текст. И тут само понятие текста расширилось до границ культуры, что дало возможность участникам семинара «читать» не только книги, но и картины, кинофильмы, архитектуру, ритуалы, историю, образ жизни, город, музейные экспозиции…

– Суть в том, что, владея языком человеческим, на самом деле мы владеем многими языками –  языком искусства, науки, публицистики. При этом любой текст строится и горизонтально и вертикально, – поясняет Клара Эрновна. – Это нам помогает связать наши научные устремления с посещениями киноклуба Геннадия Хазанова, приглашениями на заседания семинара знаменитых скрипачей, пианистов, джазменов, посеще­нием вернисажей и персональ­ных выставок ставропольских художников, встречами с мест­ными поэтами и прозаиками. Некоторые заседания мы про­водим в музеях, краевом архиве. Результаты такой работы дают огромные плоды, ибо знание – едино, но выражается оно в разных формах. Так были сходными стремления Пушкина и Лобачевского, Лермонтова и философов. И примеров тому – великое множество...

СОЛНЦЕ...

Профессор Штайн уверена, что ни одно заседание семинара (а их уже было более 150) не прошло зря.

– Каждый раз – хотя бы маленькое, но открытие. Конечно, у нас бывали доклады более удачные, менее удачные, но главный результат – мы добавляли ещё один кирпичик к общему зданию знания.

Клара Эрновна – противница того, чтобы привносить в анализ художественного текста схемы, сконструированные учеными. Её кредо – «спрашивать» у самих поэтов, художников. Она считает, что в творчестве любого художника есть «текст о тексте», то есть заметки, замечания или даже целостные теории творчества.

– Я не из тех ученых, кто считает своё мнение истиной в последней инстанции. Как раз наоборот – моё мнение должно быть последним. А на первом месте стоит худож­ник, поэт. Очень часто можно слышать противоположную точку зрения ученых, считающих, что поэт вообще ничего не смыслит, и что он сам не знает, что и как он пишет. Но это же смешно и очень далеко от истины! Если я способна проана­лизировать творчество Пушкина, то тем более он может это сде­лать сам. И тому есть много­численные подтверждения в его литературных текстах.

Эти идеи стали толчком для создания К.Э.Штайн совместно с учениками – Алексеем Оболенцем, Вячеславом Ходусом, Русланом Байрамуковым, Денисом Петренко – четырехтомной антологии «Три века русской метапоэтики: Легитимация дискурса». Итоги этой многолетней работы были подведены изданием учебного словаря «Русская метапоэтика» (Ставрополь, 2006 г.), напи­санного совместно с Денисом Петренко. В словаре соче­таются теоретические и при­кладные исследования общих и частных метапоэтик (например, метапоэтика А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Е.А.Бара­тынского). Кропотливая, но бла­годарная работа выпала на долю аспирантки Элины Пивановой – создание предметного указателя антологии. В итоге все четыре издания – настоящие произведения книжного искусства.

Оформлял книги «Textusa» лауреат международных премий в области рисунка и графического дизайна Сергей Бобылев. Рабо­тает художник в тандеме с учеными не за деньги – по велению души. Да и денег, выделяемых на издания, как правило, не хватает. Не от жизни хорошей, а из эконо­мии докторант Денис Петренко научился делать верстку. Тексты вычитывает (опять-таки за плату чисто символическую) перво­классный корректор Белла Яков­левна Альтус.

Книга «Небо, солнце, земля. Традиционная символика дома в городской среде Ставропольского края» имеет особую историю.

– Однажды я гуляла по Став­рополю и заметила на столбах солярные знаки, – вспоминает Клара Эрновна. – Я останови­лась, и в это время ощутила...дыхание космоса.

Этим «дыханием космоса» и занялась научно-исследовательская лаборатория «Теxtus». К работе подключились учёные, аспиранты, студенты.

Фундаментальный труд, итог многих лет работы семинара – вышедший в конце прошлого года первый выпуск сборника «Мета­поэтика». Его первая часть – чисто научная, разъясняющая суть понятия, вторая – «метапоэтика живая», то есть сами тексты поэтов, писателей, худож­ников. Здесь можно встретить стихи и прозу мастеров Золо­того пера Евгения Панаско, Сергея Сутулова-Катеринича, Вячеслава Лобачева, заметки о жизни и о себе ставрополь­ских художников К.Казанчана, А.Соколенко, С.Бобылёва. Это те тексты, в кото­рых сам художник-творец выступает как исследователь или интерпретатор, вступая в диалог с собственными текстами или текстами собратьев по перу.

Франц Кафка называл процесс писания «формой молитвы». Но коли есть молитва – должна быть и вера, а это значит, что мы опять возвращаемся к теме краеуголь­ного камня, ставшего во главу угла целого поколения молодых учёных. Клара Эрновна Штайн смогла разжечь в своих воспитан­никах, поверивших в ее идеи, твор­ческий потенциал. А дальше... Сердце и разум, как известно, ищут гармоничного равновесия. И если сердце стало мыслящим, то разум обретает крылья. Так рождается мыслящее слово, кото­рое ложится и поныне в основу каждого заседания «Техtusa»...

ЗЕМЛЯ...

А встреча с профессором Штайн, её увлеченность и предан­ность русскому слову, её мягкая интеллигентность, помножен­ная на стальной клинок мысли, стали тем поворотным моментом, который решил будущее многих ее учеников. Кстати, для Элины Пивановой и Дениса Петренко филология стала второй и (вот метаморфозы судьбы!) любимой профессией. До того, как попали на семинар к Кларе Эрновне, Денис окончил Ставропольский военный институт связи, а Элина – медакадемию. Ныне же оба не только ученики, но и помощ­ники во всех творческих начинаниях своего научного руково­дителя. Ещё один ученик Клары Эрновны – кандидат филологи­ческих наук, доцент Вячеслав Ходус – завершает работу над докторской диссертацией по про­блеме метапоэтики драматургии А.П.Чехова. Недавно вышла в свет его книга «Метапоэтический словарь-конкорданс драма­тического театра А.П.Чехова» – бесценный труд для литературо­ведов, искусствоведов и всех, кто интересуется чеховской драматургией.

– Успех моей научной деятель­ности на две трети заслуга Клары Эрновны, – признаётся Вячеслав Ходус. – Это она дала мне пра­вильное научное мышление. Это она говорила – наука никогда не подведет, если отдашь ей всего себя целиком. Это она учила – если ты попал в тупик, перепро­граммируй свою деятельность и... снова действуй!

– Каждый день должна быть работа, – дополняет докторант Денис Петренко, соавтор всех последних монографий и исследо­ваний К.Э. Штайн. – Сегодня изу­чить, завтра набрать какой-то текст, картинку найти. Не рывок за два-три дня, а кропот­ливая, ежедневная, системати­ческая, непрерывная работа. А главное – честное отношение к делу, – учит Клара Эрновна. – И ещё должен быть трезвый взгляд на свою про­фессию, понимание, что не знания приносятся в жертву материальным благам, а наоборот.

Так, работая «на равных» с Мастером, ребята постигают Эвересты науки, не теряя головы от разряженной атмосферы успехов. А могли бы, могли...

Дорога научных исследова­ний семинара была бы значи­тельно труднее, если бы не под­держка ректора Ставропольского государственного университета доктора социологических наук профессора В.А.Шаповалова. Согласитесь, не каждый ректор возьмет на себя ответственность быть руководителем многотомного проекта «Филологическая книга СГУ», но результаты налицо – около 20 книг уже вышло в свет, среди них многотомные антоло­гии, учебные пособия, монографии.

...«Человек состоит на 60% из химикалиев, на 40% из лжи и ржи... Но на 1% из Микеланджело! Поэтому я делаю витражи», – программировал свою жизнь Андрей Вознесенский. Кларе Эрновне Штайн за 15 лет работы семинара удалось увеличить в своих учениках «процент Микеланджело» в десятки раз. И это – Чудо.

Одно из открытий семинара «Textus» – архивные материалы Северо-Кавказского горского историко-лингвистического института (1926 – 1937 годы).

– Вот как это было, – вспоминает Клара Эрновна. – Заседание «Textusa» проходило в Ставропольском краевом архиве, и мы практически случайно узнали о существовании архива, которым никто не занимался. Начались поиски, которые привели в библиотеку... нашего же университета! Оказалось, что библиотека института была передана в нашу, университетскую. Но когда я послала туда своих аспирантов, оказалось, что такого фонда не существует. И тут память подсказала – когда мы устраивали выставки редкой книги для студентов, в каталоге я видела много карточек по горскому институту. Так мы постепенно нашли уникальные свидетельства деятельности Северо-Кавказского горского историко-лингвистического института...

В архивном фонде были обнаружены уникальные документы и рукописи, связанные с исследованием языков, культуры, образования и истории народов Кавказа. Институт работал в разное время в городах Орджоникидзе, Ростове-на-Дону, Пятигорске; имел два отделения, аспирантуру и ценную библиотеку. Директор института, известный в СССР в 30-е годы историк-исламовед, автор нескольких трудов по чеченскому и кавказскому мюридизму, Х.Д.Ошаев незадолго до ликви­дации института был исклю­чен из ВКЛ(б), обвинён в скрытом троцкизме и буржуазном национализме и судим пятигорским городским судом. В сентябре 1937 года институт был ликвидирован, по официальным данным, «в связи с реорганизацией Северо-Кавказского края и образованием самостоятель­ных национальных административных единиц в регионе». К моменту закрытия сотрудниками института было подготовлено более 200 рукописей, содержа­щих ценные научные сведения о языках и культурах народов Кавказа. Задачи, которые ставили перед собой учёные института, которые они пытались решить, поражают размахом. Изучение диалектов и составление научных грамматик и словарей народов Северного Кавказа и Дагестана. Разработка алфавитов для бес­письменных народов. Организация научных экспедиций в горные районы Дагестана, Осетии и Чечни с целью сбора языкового и фольклорного материала для создания целостной системы описания языков, обычаев и нравов этносов Северного Кавказа. Есть материалы, содержащие упоми­нания иранского шаха времён А.Грибоедова, имён Николая II, Пушкина, Шамиля и других исто­рических личностей.

В сборниках статей научно-методического семинара «Textus» опубликованы материалы, свя­занные с историей и научной дея­тельностью «репрессированного» учреждения, внесшего серьезный вклад в развитие кавказо­ведения. Проблемная научно-исследовательская лаборатория «Текст как явление культуры», возглавляемая К.Э.Штайн, про­должает работу над архивными материалами, готовой наиболее значимые из них к публикации.

Печатается по изданию:

«Наше Ставрополье». № 17 (269), 21 февраля 2009 г. – С. 4 – 5. 

Категория: Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста" | Добавил: Peter (25.09.2014)
Просмотров: 235 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz