Научная школа К.Э.Штайн "Лингвистика текста"

Меню сайта
Категории раздела
Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста" [60]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста"

Общество потребителей не нуждается в образном языке. Галина Касьянова

В последние десятилетия в нашей стране произошли переломные события, которые не могли не отразиться на русском языке. Гласность, расширение рамок публичной речи, активное взаи­модействие с другими государствами вызвали в нем различные процессы, в том числе и негатив­ные, которые приводят к серьезным последствиям. Недаром многих ученых в настоящее время беспокоит судьба русского языка. Рассказать о состоянии нашего языка в современном мире и о возможных перспективах его развития мы попросили доктора филологических наук, профессора Ставропольского государственного университета Клару Штайн.

– Клара Эрновна, каких тен­денций в современном языке больше – положительных или отрицательных?

– Есть и плюсы, и минусы. Ми­нусы в основном заключаются в том, что сейчас нет генерализи­рующей, синтезирующей роли литературы по отношению к язы­ку. Языковая норма формируется именно в литературе. Наш язык могуч и богат по сравнению с другими языками, именно благодаря ей, благодаря нашим вели­ким писателям, таким как Достоевский, Толстой, Чехов. Сейчас таких крупных имен и серьезных тенденций в литературе по срав­нению с XIX веком я не наблюдаю. И нет такого влияния литературы, как было в XIX и XX веке. Раньше наши студенты читали «Литера­турную газету», множество дру­гих изданий, хотя и была цензура. И на читателей влиял достаточно хороший язык газет и толстых журналов. Сейчас нация отошла от чтения, и это нанесло серьезный удар по языку. Он стал более бедным, менее образным, городская речь стала более снижен­ной, обыденной. Общество потребителей (каково оно сейчас) не нуждается в образном и фило­софском языке. Сейчас все виды культуры обывателю заменяет телевизор, который не формиру­ет хорошее языковое сознание. Очень мало бесед о языке. Обид­но, что носители языка не ставят во главу угла своей жизни хоро­ший язык. А ведь он формирует наше мышление. Не случайно Л. Витгенштейн сказал, что гра­ницы нашего мира определяются границами нашего языка. Если мы не знаем пользуемся узким, обыденным лексиконом, наше представление о мире беднеет. Сейчас есть тенденция обучать детей иностран­ному языку с раннего возраста. С одной стороны, это хорошо, но еще Чуковский говорил, что детей лучше учить иностранному языку тогда, когда они станут хо­зяевами своего языка. На первом месте должен быть обязатель­но свой, родной язык, в котором каждое слово хранит огромную информацию. Еще Ломоносов го­ворил: «Чтение – лучшее учение». Заменить его нельзя ничем!

–    Сейчас в Интернете рас­пространен так называемый «падонковский» язык, в кото­ром слова пишутся намеренно неправильно, без соблюдения нормы. Есть мнение, что это талантливое изобретение. Как вы считаете, насколько допустимо такое отношение к языку?

– Я против такого отношения к языку. Обязательно нужно придерживаться нормы литератур­ного языка, которая определяет­ся учеными. Но формируется она не учеными, а носителями языка, образованной частью населения, а также учеными и теми, кто зани­мается творчеством, например, писателями. Мы только диагно­стируем норму, а складывается она исторически. Если расстанемся с ней, расстанемся и с язы­ком. А те языки, которые изобре­ли в Интернете, «любительские», собственно говоря, их тоже нужно изучать и анализировать: почему возникают такие тенденции? Изу­чать их надо с точки зрения языка и с точки зрения психологии.

В Интернете есть по- настоящему интересные явле­ния. Например, появилось много словесных новообразований. Чувствуется, что такие люди, их «изобретающие», хорошо владе­ют языком, к тому же могут творчески к нему относиться.

Если мы сейчас наблю­даем небрежное отношение к языку, может произойти поте­ря нормы, и язык станет хао­тичным?

– Я не думаю, что так просто загубить язык. Он все-таки фор­мируется исторически и укоре­няется в истории, культуре, науке страны. Это первое. Второе – это литература.

– Но ведь ее мало читают...

– Нет, все-таки читают. Есть еще целая армия учителей, преподавателей, которые по роду де­ятельности должны хранить язык и ориентироваться на норму. Кроме того, язык – такая самоорганизу­ющаяся открытая система, которая выдавливает через некоторое время аномальные и асистемные элементы. Они просто не удержи­ваются в речи. А система остает­ся и функционирует. Это великий, мобильный механизм, который очень трудно испортить. Скорее, мы себе наносим вред, когда не изучаем наш язык, не овладеваем им по-настоящему.

– Каким вы видите язык в будущем? Может, у человече­ства будет один язык?

– У человечества всегда была мечта – иметь общий язык, и осо­бенность этого языка в том, что каждое слово должно иметь толь­ко одно значение, и такие языки были созданы, например, эспе­ранто. На этом языке пишется литература, но почему-то эсперан­то мало внедряется в общение. Сейчас в качестве языка между­народного общения используется английский, но трудно предска­зать, что будет дальше. Напри­мер, русские дворяне говорили на французском лучше, чем на русском, а сейчас французский имеет ограниченную сферу упо­требления.

Я думаю, что единство нации связано с единством языка, и цивилизованная нация очень много думает о языке, о его сохранно­сти. Например, французы сейчас очень заботятся о чистоте своего языка, следят, чтобы америка­низмы, которые так активно вне­дряются в сознание всего мира, как можно меньше проникали в язык. Конечно, не нужно отгораживаться от других языков и культур, но прежде всего каждой здравомыслящей нации надо за­ботиться о сохранности самого главного богатства – языка, кото­рый является формой жизни.

– А возможно ли языковой стихией управлять в рамках всей нации?

– Необходимо воздействие на всю социальную систему. Первая ступень – детские сады и ясли, там нужно формировать интерес к чтению, ведь все закладывается в детстве. Чем усаживать ребен­ка перед телевизором, компьютером, лучше книжку вслух по­читать. Вторая инстанция – это школы. И там языком мало зани­маются. В настоящее время на первом месте – компьютерная грамотность, на втором – язы­ковая. Но не поможет никакой компьютер, если человек вообще не владеет языком и мыслить не умеет, ведь без языка мышления не существует.

– Что произойдет, если язы­ком вообще не заниматься?

– Постепенно будет вырож­дение. С вырождением языка связано и вырождение челове­ка. Языком владеть непросто. Для этого обязательно нужны личностные усилия каждого че­ловека и всего общества, в том числе для этого нужно ощущать себя гражданином. Сейчас есть люди, язык которых целиком со­ставляют непечатные выраже­ния. В речи, конечно, могут быть жаргонизмы и даже нецензурные слова, когда человек выражает не только мысль, но и чувство, но это не должно быть правилом, а исключением.

– Может случиться, что в будущем мы перестанем по­нимать друг друга и нашего великого русского языка не станет?

– Мне это трудно предста­вить. Я думаю, что пока мы люди, мы будем хранить наше богат­ство. Ведь русский язык считает­ся одним из самых богатых язы­ков в мире. Об этом говорит наша литература. Наши переводы (на­пример, Чуковского) лучше, чем сам оригинал. Я не думаю, что люди могут потерять язык, ведь тогда они потеряют себя, и на­звать их людьми будет сложно Язык – это то, что скрепляет нацию, делает ее единой, говорит о ее возможностях. Любое дело, если им не заниматься, разрушается. Языком нужно заниматься каждому человеку. И самое время в нашей стране формировать устойчивую языковую программу, заниматься языковым строительством.

Печатается по изданию:

«Вечерний Ставрополь». № 121, 1 июля 2009 г. – С. 6.

Категория: Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста" | Добавил: Peter (08.10.2014)
Просмотров: 218 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz