Научная школа К.Э.Штайн "Лингвистика текста"

Меню сайта
Категории раздела
Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста" [60]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста"

Любовь и терпимость вместо бури и натиска. Яна Погребная

Попробуйте нарисовать козу. Не скопировать из энциклопе­дии и не срисовать с натуры, а свою козу, какой вы ее увидели и запомнили. Подумайте, как вызвать благодар­ную улыбку у божьей коровки, и без опасений позвоните вечером случайному знакомому. И если у вас получится коза с двумя головами и четырьмя ноздрями, а божья коровка устроена вами на зимовку, а случайный знакомый только и ждет, чтобы вы позвонили, значит, вы оказались в стране под названием литературно-художественный альманах «Вдохновение» и рисуете стихами вместе с Мариной Крюко­вой, улыбаетесь букашке заодно с Екатериной Винокуровой (эссе «Божья коровка») и звоните вместе с Оксаной Рязанцевой (рассказ «Летопись одного дня»).

Это уже третий выпуск альма­наха, подготовленный литератур­ной студией «Вдохновение», кото­рая организована на базе Малой академии наук и искусств Став­ропольского Дворца детского твор­чества по инициативе Л.Н.Папениной, Т.В.Тартышевой, Е.А.Сидорен­ко, Е.В.Бондаренко. Руководит сту­дией человек энциклопедической эрудиции, наделенный редкост­ным художественным чутьем, аб­солютным поэтическим вкусом, доктор филологических наук профессор Клара Эрновна Штайн. Ко­лоссального масштаба знания, ма­стерство художественного анализа, уникальную способность распозна­ния и понимания прекрасного Кла­ра Эрновна бережно, но настойчи­во, тактично, но при этом требоватепьно передает своим ученикам.

Работать в студии можно, соблю­дая только одно условие – стремле­ние к совершенствованию своего мастерства. Здесь занимаются сту­денты и школьники из Изобильно­го, Невинномысска, а на страни­цах альманаха представлены ра­боты ребят из Минеральных Вод, села Донского, поселка имени Ки­рова. Не существует никаких воз­растных ограничений: самый юный поэт Илья Здравков учится в третьем классе, а Игорь Пржиленский и Николай Головко – уже сту­денты вузов. Всех учащихся сту­дии объединяет любовь к слову и стремление развить свой талант, найти свой неповторимый художественный почерк. Результатом этих поисков и стал очередной вы­пуск альманаха «Вдохновение» 2003 года.

Яркая, плакатно-лаконичная обложка и изысканно-строгий ди­зайн, выполненные И.М.Бобровс­ким, и предисловие К.Э.Штайн со­здают у читателя сразу же самое серьезное и необыкновенно береж­ное отношение к разнообразному, сложному, но при этом хрупкому и беззащитному, созданному детьми миру.

Альманах включает три рубри­ки: «Фантазеры», «Дуновение поэзии», «Поразмышляем», которые объединяет не детски зрелая и мудрая способность признать су­ществование иной точки зрения, полное отсутствие у юных авторов самоуверенности и эгоцентризма. Авторы альманаха не штурмуют культурную традицию сокруши­тельными «бурей и натиском», раздавая «пощечины обществен­ному вкусу». Они осознают свою причастность к традиции и стремятся обрести свое творческое «я» в ее русле: не случайно, например, героиня Марины Трегубовой (5-й класс гимназии № 25 г. Ставропо­ля) носит имя Фиби – ведь именно так зовут маленькую сестричку Холдена Колфилда из знаменитой повести Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи», а герой повес­ти Михаила Портнова носит «зощенковскую» фамилию – Приму­сов.

Юные авторы приглашают к диалогу, радостно делятся своими впечатлениями и находками. Ека­терина Винокурова пытается пред­ставить, что думает кошка, слушая студенческие разговоры («Посвя­щается кошкам»), а Мария Черба (9-й класс гимназии № 10 г. Не­винномысска) заканчивает статью о современной школе замечанием: «Надеюсь, что своей статьей я ни­кого не обидела: ни учителей, ни родителей, ни тех, кто наверху...». Ученица 5 класса ставропольской гимназии № 25 Марина Трегубова в «Сказке про волшебство» эту способность принять и понять дру­гого определяет как умение любить, в котором и заключено единственно возможное на земле волшебство.

Волшебство вдохновения тоже вырастает из умения любить. Рас­сказ Даниила Рудякова, ученика 11 класса СШ № 41 г. Ставрополя, «Сны и надежды Андрейки» нео­быкновенно интересно построен: прошлое Андрейки – это его страш­ные сны о войне и смерти, которыесоставляют экспозицию рассказа, настоящее – возвращение к школь­ным занятиям, а в будущем для Андрейки и его мамы «наконец-то появилась надежда». В философс­ком эссе Виктора Котлярова (вы­пускника гимназии № 25 г. Став­рополя) «Умирая» герой подводит итоги прожитой жизни, вспомина­ет тех людей, которые научили его любить, жить и мыслить. Он ухо­дит не с отчаянием, а с благодар­ностью к самым дорогим для него людям. В фантастическом расска­зе М.Портнова «Тень» события происходят в мире, гротескно отра­жающем уродства современной действительности. Но даже в мире абсурда, жестокости и обмана глав­ный герой действует во имя люб­ви.

Центральное событие фантасти­ческого романа Николая Головко «Правило преемника, или Война за мир» – свадьба, маги и воины объясняются в любви так же, как обыкновенные люди. Герои фантастической повести Богдана Рудика «Прыжок в неизвестное» ищут потерянного друга, этот по­иск и составляет сюжетную основу повести. И в реальном, и в вы­мышленном мире любовь и друж­ба дают человеку надежду и силы противостоять враждебным обстоятельствам.

Но любовь и дружба сами нуж­даются в защите. Особенно остро это чувствуют начинающие поэты. Постоянный автор альманаха Анна Проститова вырабатывает соб­ственную гуманистическую форму­лу: «Надежда в вере... Ею и живу». Лирический герой Анны – человек, который, пренебрегая собственной болью, учится летать, чтобы быть понятым и услышанным. К той же свободе полета стремится и Окса­на Красноярова. Но, убегая «каж­дую ночь, лунную ночь» прочь из дома, Оксана помнит о человеке, в котором нуждается больше всех, – маме.

Руслан Антагулов, выпускник СШ № 18 г. Невинномысска, так­же нуждается в друге, который да­рит надежду в миг отчаяния и от­речения от жизни.

Дети умеют быть искренними, наивными и поэтичными одно­временно. Юные поэты еще не от­деляют обыденное от поэтического в жизни: источником вдохновения может быть дворник, убирающий палую листву (Илья Здравков. «Последний танец осени») и вели­чественные горы Кавказа (Анна Макарова. «Ночному Кавказу»), святочное гадание (Елена Павло­ва. «Святки») и струйки пара над чашечкой кофе (Екатерина Вино­курова). Изначальная поэтичность взгляда дает возможность Елене Щербаковой (10-й класс, СШ № 18 г. Невинномысска) создать такую оригинальную метафору: «Я при­кована к сумрачным тропам, Как трамвайчик к стальному пути»...

Дж.Сэлинджер писал, что во­обще только дети бывают по-настоящему умными, философско-публицистическая рубрика аль­манаха «Порассуждаем» пред­ставлена двумя статьями – Бо­риса Максудова (выпускника гимназии № 17 пос. им. Кирова) и Марии Черба, ученицы выпус­кного класса гимназии № 10 г. Невинномысска. Размышляя о едином государственном экзаме­не (ЕГЭ), о перспективах учебы в вузе, о школьных программах, юные публицисты поднимают проблему бесправия школьника, объем и качество знаний которо­го определяются не его свобод­ным выбором, а указаниями сверху.

Но если ученики не выбирают учебник и программу, то поэты-школьники сами выбирают тему и способ ее воплощения в слове. Писатели, драматурги, поэты и пуб­лицисты из студии «Вдохновение»  мыслят, фантазируют, ищут, нахо­дят и не боятся представить свои произведения на суд публики.

Печатается по изданию:

«Вечерний Ставрополь». № 227, 10 декабря 2003 г. – С. 6.

Категория: Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста" | Добавил: Peter (08.10.2014)
Просмотров: 255 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz