Научная школа К.Э.Штайн "Лингвистика текста"

Меню сайта
Категории раздела
Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста" [60]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста"

Крылья бабочка сложит. Лариса Прайсман

В Ставрополе состоялось знаменательное в своем роде событие. В городском Дворце детского творчества, впервые в России, прошел «Фестиваль динамической симметрии». До сих пор он проводился только в Америке и Европе.

Фестиваль в Ставропо­ле имеет предысторию и своего вдохновителя, точнее, вдохновитель­ницу – доктора фило­логических наук, про­фессора СГУ, руково­дителя научного семи­нара «Текстус» Клару Штайн. Лет двадцать назад молодой лингвист Штайн ра­ботала над проблемами гармонии в поэзии и художествен­ном творчестве. Среди мно­гих материалов на эту тему ей попалась информация о «Фе­стивале динамической сим­метрии», который проводился учеными и студентами пре­стижного американского кол­леджа. Симметрия, как извес­тно, лежит в основе принци­пов гармонии. Идея фестива­ля заключалась в том, чтобы через соединение развлека­тельного и серьезного дать студентам представление об одном из фундаментальных принципов построения мира. Динамическую симметрию можно обнаружить в науке, ис­кусстве, реальной жизни.

Клара Штайн заболела иде­ей устроить подобное действо в Ставрополе. Тогда это каза­лось почти неисполнимым. Но вот фестиваль состоялся. Откликнулись на предложение самые разные люди и органи­зации. Поддержала городская администрация. Ухватились за идею во Дворце детского твор­чества директор Любовь Папенина, ее заместитель Тать­яна Тартышева и методист Елена Бондаренко, которая стала исполнительным дирек­тором мероприятия, его глав­ным «мотором». Оформление выполнил дизайнер Игорь Бобровский.

Очень важную вещь сде­лал для фестиваля ректор СГУ, профессор, доктор социоло­гических наук Владимир Ша­повалов: он безвозмездно издал в университете для участ­ников сборник статей «Дина­мическая симметрия в науке, искусстве и реальной жизни». Среди авторов сборника – древние и современные ис­следователи, а также ставро­польские ученые, проводив­шие на фестивале «уроки сим­метрии». В предисловии к из­данию В. Шаповалов сформу­лировал цель подобных ме­роприятий: «...возникает не­обходимость создавать осо­бую социальную среду, кото­рая специально предназначе­на для развития молодежи». При этом, пишет В. Шапова­лов, «среда эта должна быть более широкой и сбалансиро­ванной», чем то пространство маскультуры, в котором моло­дежь, и не только российская, постоянно пребывает.

И такая социальная среда была создана. Фестиваль от­крывался концертом. В нем участвовали хореографичес­кие и музыкальные коллекти­вы Дворца, актерский курс факультета искусств СГУ, два джазовых оркестра – филиа­ла Военной воздушной инже­нерной академии (руководи­тель Н, Денисюк) и Ставро­польского краевого училища искусств (руководитель О. Щербина). Продефилировал перед зрителем студенческий театр моды Ставропольского технологического колледжа, показывала парикмахерское искусство мастер Зося Лавник – словом, чего только не было. А перед концертом мож­но было побывать на фотовы­ставке «Асимметрия жизни» Игоря Кожевникова, на выс­тавке «Симметрия и асиммет­рия в объектах реальной жиз­ни» художника Сергея Парши­на и других не менее интерес­ных вернисажах.

Это, как говорится, была затравка. Во второй части фе­стиваля состоялись «уроки симметрии». Данное явление рассматривалось с точки зре­ния физики и астрофизики, математики и биологии, фи­лософии, музыки и литерату­ры. Вели уроки ученые из СГУ и других вузов, художники и дизайнеры. Одну из самых интересных лекций «Пробле­ма гармонии, хаоса и порядка в религиозном освещении» прочел священник отец Вла­димир Сафонов. И в каждой аудитории собиралось доста­точно народу, в основном молодого: студенты вузов, школьники Ставрополя, а так­же старшеклассники Михайловска и Невинномысска, ко­торых помогла привезти на фестиваль администрация краевого центра. Было очень интересно и довольно неожи­данно. Главный признак гар­монии – феномен «золотого сечения» – трактовался с са­мых разных точек зрения. В сущности, во всех секциях речь шла о Хаосе и Порядке, о кра­соте и безобразии, о духов­ном и бездуховном. Как ока­залось, это волнует молодых. Были открытия и менее значи­мые, но тоже интересные. Например, что танец с эле­ментами «робототехники», по­казанный студентами актерс­кого отделения СГУ, исполь­зует принцип поворотной сим­метрии...

Символом симметрии счи­тается строение и рисунок крыльев бабочки, недаром так увлекался этим разделом эн­томологии удивительно гармоничный в своем творчестве Владимир Набоков. А еще – набегающие на морской бе­рег волны: есть теория, что именно их ритм привел древ­них греков к созданию клас­сического гекзаметра. Но аб­солютная симметрия, застыв­шая гармония – скорее смерть, чем жизнь. Бабочка машет крыльями, совершенные сне­жинки летят за окном и тают, жизнь динамична. «Неожидан­ный» фестиваль несся так бы­стро, словно иллюстрировал этот принцип. Есть надежда, что у него хорошее будущее.

Печатается по изданию:

«Ставропольская правда». 10 декабря 2003 г. – С. 4.

Категория: Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста" | Добавил: Peter (08.10.2014)
Просмотров: 272 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz