Научная школа К.Э.Штайн "Лингвистика текста"

Меню сайта
Категории раздела
Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста" [60]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста"

Костюм как текст. Александрина Клюс

Звездана Владимировна Доде – доцент кафедры культурологии и библиотековедения СГУ, не так давно защитила докторскую диссертацию. Актив­ный участник семинара «Теxtus», на одном из заседаний она предста­вила сообщение, концепцию которого можно было бы назвать «костюм как текст». В преддверии юбилея «Техtus»'а мы попросили З.В. Доде поделиться впечатлениями от работы семинара и рассказать подробнее о главном деле своей жизни – исследовании истории костюма народов Северного Кавказа.

– Так случилось, что сфера моих научных интересов – это исторический костюм народов Северного Кавказа, времен Средневековья, а также ткани. В особенности ткани периода монгольского завоевания. Когда я еще училась в школе, мне хотелось быть одновременно художником-модельером и археологом И, наверное, совершенно бессознательно случилось так, что в моей деятельности два эти увлечения объединились в одно. Основа моей научной деятельности – подход к костюму как к историческому тексту, сообщению. В особенности это важно при изучении тех культур, которые не имели письменности, в частности, культур народов Северного Кавказа.

Костюм – это такая вещь, которая, особенно в символических обществах, создавалась не только для того, чтобы человек был одет (для тепла, из этических и эстетических соображений), но и с определенной целью передачи информации об этом человеке. То есть костюм указывал на его социальный статус, религиозные предпочтения, его возрастной рубеж. Когда есть такая информация, и человек может ее увидеть и прочитать (ведь такая информация в символических обществах создавалась специально для того, чтобы ее прочитали), он соответ­ственно на нее реагирует. А с другой сто­роны, когда человек изготавливает костюм, он сознательно, может быть, и не вкладывает в него информацию, но, тем не менее, она туда изначально заложена. Мы можем судить о том, какие приемы существовали в изготовлении одежды, какие были швы, какие выбирались материалы – то есть, когда человек выбирает, допустим, шерсть или шелк, он делает это потому, что это принято в данном обществе. Это традиционно потому, что именно эти материалы бытуют в этом обществе. Для нас, исследователей, это как раз очень важно, потому что это тот уровень бессознательного, который заложен в костюм. Поэтому мы можем получить очень много информации именно благодаря костюму. Мое последнее исследование – кубачинские каменные рельефы. Дело в том, что в ауле Кубачи (Дагестан) до сегодняш­него времени сохранились каменные ре­льефы с изображениями людей, живот­ных, орнаментов, растений и т.д. С мо­мента их открытия прошло 137 лет. В ли­тературе о них написано достаточно мно­го, но проблема в том, что все исследова­тели считают их моногенной группой. То есть они созданы в кавказской среде, ме­стным населением под иранским влия­нием. Когда же я посмотрела на найденные при раскопках костюмы, то оказа­лось, что среди них можно выделить как минимум три группы: это монгольские ко­стюмы, костюмы половцев и костюмы се­веро-кавказского населения. Следова­тельно, и эти рельефы мы сразу автоматически можем разделить на три культу­ры. И дальше уже костюм неопровержимо доказал, что эти рельефы созданы именно под монгольским влиянием. Доказательство этому – археологические находки, которые соответствуют тем изобра­жениям, которые мы видим на рельефах, и указывают, что это не половецкие и не кавказские изображения.

Я являюсь участником семинара «Техtus» настолько давно, что не могу сказать точно – лет пять или шесть. И знаете, я считаю,что на сегодняшний день исторические методы исследова­ний себя исчерпали. То есть, если мы будем подходить к историческому пред­мету или объекту с точки зрения его традиционной истории, мы уже мало что сможем от него получить и сказать о нем. Если мы будем подходить к нему иначе, именно с точки зрения семиоти­ки, то это даст нам гораздо больше ин­формации, вообще новую информацию – о предмете и о том историческом кон­тексте, в котором он бытовал. Поэтому мне вообще импонирует то, что в нашем университете есть такое направление, как семиотика текста. Я считаю, что оно очень перспективно, оно где-то идет в унисон с французской школой «Анна­лов» – сравнительно новым для нас направлением в исследовании культуры. Поэтому я очень рада, что у нас, в общем-то, есть такая возможность общать­ся, обмениваться мнениями с коллега­ми, высказывать свои мысли – то, что нас наполняет.

Печатается по изданию:

«Университетская газета». № 10/декабрь 2008 – № 1/январь 2009 г.

Категория: Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста" | Добавил: Peter (25.09.2014)
Просмотров: 226 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz