Научная школа К.Э.Штайн "Лингвистика текста"

Меню сайта
Категории раздела
Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста" [60]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста"

Януарий – гений педагогики. Елена Дмитрук

О знаменитом ставропольском педагоге Неверове издана уникальная книга. Но тираж ее всего триста экземпляров.

«Отважный пыл к борьбе напра­вил новой.... и изменил девиз наш – «кровь за кровь»...

Как вы думаете, кому посвящено это эмоциональное высказывание знаменитого осетинского поэта Косты Хетагурова? Януарию Неверо­ву. «А кто такой Януарий Неверов?», – спросите вы. Ведь если об осе­тинском поэте Косте Хетагурове жители краевого центра, благода­ря памятнику в центре города, худо-бедно знают, то о Неверове, блес­тящем педагоге и критике, дирек­торе Ставропольской мужской гимназии с 1850-гопо 1861-й годы, ставропольцы забыли напрочь. В советские времена педагог незаслуженно попал в опалу из-за покро­вительства, которое ему оказывал «реакционный» министр просвеще­ния Уваров.

Несмотря на это, известный кра­евед Михаил Коршунов и ныне покойный журналист Сергей Белоконь с интересом изучали жизнь и деятельность незаурядного земляка. Их исследования, а также труды почти 30 ученых вошли в книгу «Глагол бу­дущего», недавно выпущенную издательством СГУ.

Януарий Неверов приехал в Ставрополье 1850-м. К тому времени он был уже известным литера­турным критиком, в 30-е годы со­стоял в литературно-философском кружке Николая Станкевича, был хорошо знаком с Герценом, Турге­невым, Белинским, Грановским.

В период его директорства Ставропольская губернская гимна­зия стала настоящим форпостом просвещения на Северном Кавка­зе. Педагогика Неверова несла на себе яркий отпечаток его философских воззрений. Главная проблема, которая волновала членов кружка Станкевича, – учение о назначении человека. Воспита­ние, считали члены кружка, ориентирующееся на немецкую классическую философию, – это преображение души, а в будущем – и целых народов, развитие воли, чувства человека, постоянно совершенствующего и познающего себя.

Как это выглядело на практике? Начав работу в гимназии, Неверов увидел, что преподавание в ней, мяг­ко говоря, оставляет желать лучше­го. Ученики механически зубрили уроки, не вдаваясь особо в смысл изучаемых предметов.

Конечно, ни о каком просвеще­нии и развитии воли и чувств не могло быть и речи.

И Неверов вводит в уроки твор­ческую состязательность. Он объяв­ляет среди гимназистов конкурс сочинений. Лучшие работы печата­лись в газете «Ставропольские губернские ведомости», а авторы-победители в день образования гимназии награждались книгами и цветами.

Читая произведения 15-16-лет­них юнцов позапрошлого века, я ди­вилась богатому языку, образован­ности и глубине суждений гимна­зистов. «Эти сочинения, думаю, можно причислить к истокам фор­мирования литературы на Ставро­полье и Северном Кавказе», – гово­рит профессор, доктор филологи­ческих наук Вячеслав Головко.

Еще один интересный факт – в бытность Неверова директором гимназии увеличилось количество горцев-гимназистов, получивших блестящее образование. В этом учебном заведении преподавались языки народов Кав­каза: армянский, черкесский, татар­ский. В то же время в Кавказском учеб­ном округе в школах вводился русский язык... Словом, была создана пре­красная атмосфера сотворчества раз­ных народов.

Назову имена самых известных его учеников: ди­ректор Московского Лазаревского института восточных языков Егор Кананов, известный русский историк Александр Трачевский, Герман Ло­патин, Коста Хетагуров и другие...

Многое из того, что внедрил Не­веров, весьма актуально сегодня. Его педагогические методы, спо­собствовавшие раскрытию твор­ческой индивидуальности учеников, безусловно, не утратили своей цен­ности и сегодня. «А опыт уникального сотворчества представителей кавказских национальностей, кото­рый являла собой его гимназия, мог бы пригодиться при создании на­учно-исследовательских, культур­ных центров, в которых бы под одной крышей изучались традиции и культура кавказских народов», – го­ворит профессор, доктор филоло­гических наук Клара Штайн.

Профессора мечтают о том, что­бы уникальная книга, в которой со­браны труды Неверова, сочинения его учеников, научные статьи став­ропольских ученых о деятельности педагога, была в каждой библио­теке и в каждой школе краевого цен­тра. Увы, пока это невозможно, по­скольку тираж книги всего 300 эк­земпляров…

Печатается по изданию:

«Открытая газета». 23 – 30 октября 2002 г. – С. 18.

Категория: Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста" | Добавил: Peter (08.10.2014)
Просмотров: 269 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz