Научная школа К.Э.Штайн "Лингвистика текста"

Меню сайта
Категории раздела
Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста" [60]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста"

И славный просвещенья дух. Афанасий Кржижановский

Вышла книга о людях, стараниями которых ставропольское образование позапрошлого века было одним из лучших в империи.

Все интересующиеся историей края, осо­бенно те, кто связан с образованием, могут счи­тать что на их улице празд­ник – в свет вышла книга изве­стного краеведа, историка образования Михаила Семе­новича Коршунова. Этот замечательный труд, куда вош­ли исследовательские статьи и очерки, написанные за пос­ледние пятьдесят лет, назы­вается «Избранные статьи по истории просвещения на Северном Кавказе».

Чувство слова, умение пе­редать колорит ушедшей эпохи в сочетании с исследовательс­кой дотошностью, редкой спо­собностью докапываться до самых истоков, каллиграфи­ческая ясность в изложении больших и малых, но одинаково значимых для нас событий помогают увидеть Северный Кавказ таким, где «просвещенья дух» имеет особую обще­ственную ценность.

В семисотстраничном ис­следовании, ставшем итогом многолетнего кропотливого поиска, погружения в архи­вные документы, отразилась целая эпоха становления на­уки, образования и культуры в регионе на протяжении XIX столетия. Стараниями автора современникам были возвращены забытые имена писателей, педагогов, ученых, чиновников, своим подвижничеством способствовавших формированию образования и литературы на Северном Кавказе.

Вот неполный ряд тех, кто оставил свой след в истории. Сосланный на Кавказ поэт и писатель Владимир Соколовский, адыгский писатель и просветитель, выпускник Став­ропольской гимназии Адиль-Гирей Кешев, библеист, исто­рик, лингвист, знаток древних языков, один из первых соста­вителей научного коммента­рия к Священному Писанию и религиозным текстам Индии Георгий Властов, этнограф, исследователь культуры и быта ногайцев, калмыков и туркмен Сергей Фарфоровский, организатор просвеще­ния и историк образования Михаил Краснов, учителя, ин­спекторы народных училищ, попечители...

Но главное открытие – это, конечно, Януарий Михайлович Неверов, директор Ставропольской гимназии, сумевший создать уникальную образовательную систему, направ­ленную на развитие диалога и взаимопроникновение кавказ­ских культур.

В 1960-х годах Институт истории Академии наук издавал 11-томник «Истории СССР». В одной из книг, посвященной XIX веку, Михаил Коршунов натолкнулся на имя горца Адиль-Гирея Кешева )печатался под псевдонимом Каламбия), который написал конкурсное сочинение на «от­лично», за что был награжден золотой медалью. Это,т с первого взгляда, непримет­ный факт настолько поразил Коршунова, что он стал ра­зыскивать источник сообще­ния, вышел на историка из Майкопа Л. Голубеву, получил от краеведческого музея направление в ставропольс­кий государственный архив с четкой для себя установкой – написать историю развития образования в губернии. И завертелось...

Не раз выезжал в Москву, Тбилиси, Сухуми, как прави­ло, за свой счет. По крупицам выуживал сведения в Центральном государственном архиве литературы искусства, Государственном архиве Российской Федерации, историческом музее, архивах Краснодарского и Ставропольского краев, Центральном государственном историческом архиве Грузии…

Составлял биографии педагогов, работавших в гимназиии: инспектора В. Терзиева, латинистов Е. Нарбута, Н. Во­ронова, словесников Ф. Илляшенко, Ф. Юхотникова, мате­матика Н. Захарова. Хотел знать, как эти замечательные люди влияли на историю и культуру края и как обстанов­ка на Кавказе вносила кор­рективы в их действия и реше­ния. Много сведений почерп­нул о гимназистах.

Годы ушли на изучение служебных формуляров педа­гогов Ставропольской гимна­зии, табелей ее воспитанников, прошений о приеме. Особенно интересовали конкурсные со­чинения гимназистов с 1851 по 1861 год. За это время было премировано около тридцати работ. Большую часть сочинений, печатавших­ся в «Ставропольских губерн­ских ведомостях», нашел в газетном зале Российской государственной библиотеки в Химках.

Несмотря на то, что историей образования Михаил Коршунов занимается давно, собрал уйму интереснейшего материала, до последнего времени печатал одни лишь газетные статьи. Книжная версия его исследовательского труда появилась в 2002 году благодаря профессору СКФУ Кларе Эрновне Штайн, руко­водителю научной при универ­ситете лаборатории «TEXTUS». Речь идет о сборнике «Глагол будущего», объединившем большой авторский коллектив и посвященном деятельности Я. Неверова, работе гимназии, педагогам, ученикам.

Годами позже Коршунов принял участие в подготовке в той же лаборатории трехтом­ника «Опальные: русские пи­сатели открывают Кавказ...». Сотрудничает с краевой биб­лиотекой, издающей «Ставро­польский хронограф». И вот, наконец, в 83 года Михаил Семенович увидел свою соб­ственную книгу, посвятив ее 200-летию со дня рождения Януария Неверова и 175-ле­тию основания Ставрополь­ской мужской гимназии.

И напоследок один штрих к портрету автора. По образо­ванию он историк и препода­ватель французского языка (владеет также немецким и итальянским), работал лекто­ром крайкома ВЛКСМ, учите­лем, журналистом, курьером. В строгом смысле слова Кор­шунов не ученый, но к своей работе подошел по всем при­нятым в науке критериям.

Говорит о том это, что ис­торические факты, имена, со­бытия выверены с ювелирной точностью Что же касается стиля, то владению автором

родным языком можно лишь позавидовать.

Печатается по изданию:

«Открытая газета». № 8, 5 – 12 марта 2014 г. – С. 17.

Категория: Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста" | Добавил: Peter (08.10.2014)
Просмотров: 214 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz