Научная школа К.Э.Штайн "Лингвистика текста"

Меню сайта
Категории раздела
Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста" [60]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста"

Город как текст. Галина Туз

На очередном заседании научного семинара «Текстус» Ставропольского государственного университета рабочая группа в составе профессора университета Клары Штайн, художника Сергея Бобылева, аспирантов Дениса Петренко и Константина Зверева озвучила сенсационную информацию. Исследователи обнаружили в старой городской архитектуре краевого центра целую систему знаков, идущую со времен основания Ставрополя. Строители использовали в качестве оберегов, защиты от темных сил, символы сил светлых, берущих начало в верованиях древних славян. Это знаки Солнца, Земли, Воды.

Для кого-то город – это изысканность архитектуры: старина или стильные но­востройки. Для кого-то – природа, обилие зелени и цветов, скверики, парки, бульвары. Для кого-то – неоновые огни, возмож­ность «выйти в люди», поскакать-попрыгать на дискотеках, «погудеть» в ночных барах. Для кого-то город – это люди, милые, улыбчивые лица навстречу.

Для лингвиста Клары Штайн, город – это текст. Можно было бы принять это за метафору, за образ, но вдруг оказывается, что город действительно говорит с нами своими зданиями, воротца­ми и столбиками, заборами, наличниками, прихотливой резь­бой по фасаду дома. Кто бы мог подумать, что выражение «раз­верзлись хляби небесные» имеет прямое отношение к старинным городским постройкам. Оказыва­ется, хляби небесные – не что иное, как своеобразное украше­ние над окошками – это часть символического «трехчастного мира», небо с запасом воды. Во­дяной мир изображался старыми мастерами в стилизованной фор­ме женской груди – символа плодородия и процветания. А вот так называемые «сухарики» – прямоугольные штучки в верхней части фасада – это знаки Земли.

Ставрополь – каменный город, не деревянный. («В детстве нам говорили, что камни растут», – вспоминает Клара Эрновна). Каменные дома украшены каменной резьбой. Камень мягкий – резьба грубая, но, как она говорит, «достаточно занятная». Так называемые «солярные знаки», знаки Солнца, – розетки, окружности в окружностях – передают свою энергию жителям дома, так считали его строители. В России и на Украине солярным знакам покло­нялись с древних времен, они использовались в качестве обе­регов. Славяне любили солнце, связывали с ним свое благополучие. «Мы находили дома, где на наличниках три солнца, триада – это микрокосм, связанный с макрокосмом, вечное возобнов­ление жизни». Часто встречает­ся на домах заходящее солныш­ко – с опущенными лучами.

Удивительное дело – едине­ние всего сущего подтверждено изысканиями Клары Штайн и ху­дожника Сергея Бобылева через такой экуменический момент: солярная символика обнаружена ими на храме Андрея Первозван­ного, на здании бывшей синагоги и на входе в мечеть. Это лишний раз доказывает; все мы – из од­ной космической колыбели, родня друг другу, и нечего нам де­лить.

Дом за домом, постройку за постройкой Клара Эрновна и Сергей Федорович читают как книгу жизни, удивляясь, восхи­щаясь и недоумевая – почему раньше жили в этом городе и не очень-то обращали внимание на информацию, поступающую к нам из прошлого, от тех, кто жил здесь до нас: «Хозяина дома уже давно нет в живых, но мы разговариваем с ним, общаемся, вос­принимая символы, которые дают возможность прочитать быт, устои прежнего города. Это очень важная, значимая система знаков – ведь получается, все мы – и прошлые, и настоящие жители Ставрополя – связаны между собой.

И вот, гуляя по старому городу, читая этот текст, фотографируя, они расшифровывали здесь и там разбросанные фразы, мысли, идеи наших предшественников, снимали слой за слоем. Чувственный слой – каков дом, таков был и его хозяин; функциональный слой – расположение элементов здания, элементов украшения фасада; мифологический слой – дом как крепость – откуда это идет, из каких корней произрастает; философский слой – исходя из каких поня­тий хозяин выбирал стиль своего дома; языковой слой – слова, связанные с постройкой: дом, хата, хибара, двор, строение, – все имеет свое происхождение.

Краеведческий музей, теле­центр, аптека на проспекте Ок­тябрьской революции, 10-я шко­ла, аптека Байгера, масса ме­нее известных зданий – все яв­ляет нам приметы этого свое­образного стиля. Однако ста­рый город постепенно разру­шается, арки врастают в дома, здания поглощаются пристрой­ками, многие намечены под снос. Вполне может случиться так, что через некоторое время мы окажемся совсем в другом городе – да, современном, из бетона и стекла, но безликом, похожем на все остальные современные города, как брат-близнец. И это будет уже со­всем другой текст, читать его будет нам, наверное, малоин­тересно.

На заседании семинара «Текстус» «Камень и солнце. Традиционный уклад Став­рополя в семиотической перспективе» Клара Штайн рассказала о своих семи­отических открытиях (семи­отика – наука о знаковой системе): «Почувствовав дух го­рода, его ауру, оказалось воз­можным сформулировать для себя приметы собственного стиля города – «ставропольского сти­ля». Ставрополь – «город крес­та». Он лежит на возвышенности, на плато, отсутствие реки фор­мирует особые ландшафтные со­отношения, особый ритм города. Символ «крест» входит в пласт мифологического. Есть такое по­нятие «крест реальности» – то есть каждый из нас обращен и вов­нутрь, и вовне.

Крест граничит с мусульманским миром, который рядом с нами, и связывает нас со следующим символом – крепостью. А символ степи дает некую перспективу необозначенности пространства. То есть рядом – ограниченное и безграничное, крепость – степь, два символа «ставропольского стиля».

...Всех присутствующих на семинаре неожиданно захватило общее чувство: все стали вспо­минать и рассказывать о том, ка­кие ощущения – в далеком дет­стве или теперь – вызывала у них ставропольская архитектура, ставропольские дворики или сложенные из ракушечника дома. Архитектор Юрий Хоменко ска­зал, что Ставрополь – город, «уни­кальный по мистике», а профес­сор СГУ Людмила Егорова, – что она выросла «в атмосфере камня».

Посмотреть на город дру­гими глазами, вслушаться в его ритм, прочитать стра­ницы его текста...Оказыва­ется, не так уж и сложно почувствовать себя не су­етливым современным го­рожанином, озабоченным добыванием хлеба насущного, а человеком, ведущим диалог с Веч­ностью, не только читающим свой город как текст, но и действую­щим в этом тексте как его знак.

Печатается по изданию:

«Ставропольская правда». 9 июля 2004. – С. 3.

Категория: Статьи о работе научной школы К.Э. Штайн "Лингвистика текста" | Добавил: Peter (07.10.2014)
Просмотров: 274 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz